Информационная
компетенция - развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной
работе с информацией любой сложности, поиск, анализ и отбор необходимой
информации, ее преобразование, сохранение и передачу.
Расширение
информационного поля за счет возможностей сети Интернет привело к тому, что
ученики не желают мыслить и действовать без опоры на продукты чужого труда.
Причем, в силу неопытности, они, зачастую, не могут отличить качественный
образовательный материал от непригодного. Обучающиеся, в лучшем случае,
перерабатывают продукты цифровой компиляции. В худшем, на репродуктивном
уровне, внешне преобразовывают полученные через Интернет материалы, не
осмысливая и не оценивая содержание полученной информации. Такая ситуация, если
ее не корректировать, приведет к тому, что ученик рано или поздно вообще
перестанет самостоятельно учиться, и будет применять единственный навык – находить
в сети реферат по заданной теме.
Задачи:
1) изучить литературу по соответствующей теме
2)
создать банк текстов по обществознанию по классам
3)
разработать памятки для работы с текстом и графической информации
Информационная
компетентность проявляется в том, что учащийся может:
выполнять
самостоятельное наблюдение,
находить
информацию в сообщении и тексте;
формулировать
поисковые запросы, вопросы к взрослым, указывая на непонимание или
недостаточность информации, выбирая способы ее получения;
определять
главную мысль текста,
незнакомые
слова и понятия,
пересказывать
новый текст,
описывать
объект наблюдения,
составлять
устный текст по плану;
использовать
знаково-символьные средства, составляя модели изучаемых процессов и объектов.
Реализация
данной технологии в практическом преподавании обеспечивается следующей системой
дидактических принципов:
1)
Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в
готовом виде, а добывая их самостоятельно, осознавал при этом содержание и
формы своей учебной деятельности, понимал и принимал систему ее норм, активно
участвовал в их совершенствовании, что способствует активному успешному
формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных
умений. В целом, большинство авторов сходятся во мнении, что
компетентностью нельзя "владеть" - это не сумма чего-то, что можно
освоить как, например, сумму знаний, умений и навыков. Но компетентность может
формироваться (в процессе освоения того или иного вида деятельности) и может
проявляться - в том, насколько успешной будет у человека эта освоенная им
деятельность.
2)
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и
этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных
психологических особенностей развития детей.
3)
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного
системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном
мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4)
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику
возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне
(определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при
этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного
стандарта знаний).
5)
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики
сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6)
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к
систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях
выбора.
7)
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в
образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой
деятельности.
Минимальный
набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
· работу с источниками с
использованием современных средств коммуникации, включая ресурсы Интернет;
· критическое осмысление
актуальной информации, поступающих из разных источников, формулирование на этой
основе собственных заключений и оценочных суждений;
· решение познавательных
и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
· анализ современных общественных
явлений и событий;
· освоение типичных
социальных ролей через участие обучающихся в деловых играх и тренингах,
моделирующих ситуации из реальной жизни;
· применение полученных
знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально
одобряемого поведения и алгоритма действий в конкретных ситуациях;
· аргументированную
защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях,
диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
· написание творческих
работ – эссе;
· создание и реализация
школьных социальных проектов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий